Классификация фанеры .

 

Самым простым и доступным в любительском судостроении материалом является материал , по ГОСТУ именуемый фанерой общего назначения . Фанера общего назначения по тому же ГОСТу бывает двух типов по степени водостойкости : ФК - водостойкая и ФСФ - повышенной водостойкости . Вторая в магазинах встречается нечасто ( я видел всего однажды) . Обыкновенному покупателю фанеры до лампочки ее повышенная водостойкость , чего не сказать про цену , а стоит она немного дороже . Слои шпона в ней склеиваются феноло-формальдегидной (далее - ФФ) смолой . Фанера типа ФК клеится на мочевино-формальдегидной смоле и , строго говоря , водостойкой не является . Об этом можно сделать вывод и по тому , что испытанием на водостойкость для нее является вымачивание , в то время как для ФСФ – еще и кипячение . К сожалению , в магазинах чаще всего про ФК и ФСФ слышат впервые (они имеют дело с одной ФК , о чем сами не всегда знают) и у них в ходу иные обозначения , характеризующие внешний вид . Они довольно запутаны , поскольку в настоящее время в ходу сразу три ГОСТа , классифицирующих фанеру по качеству наружных слоев шпона. Последний ГОСТ (1996) определяет такие сорта шпона : E,I,II,III,IV . В ГОСТе 89 года это называлось А,АВ,В,ВВ,С . Иногда встречается и ГОСТ-71 с буквами В,ВВ,СР . Чем выше сорт шпона , тем меньше дефектов (трещины , сучки , дырки от сучков , заплатки  и т.д.) . Сортность выглядит как "Лицевой слой /  Оборотный слой" . Оборотный обычно на ступень ниже . В жизни это выглядит так : "Е / I" ,"I / II","II/III" и т.п. В прошлом ГОСТе то же самое выглядело как "А/АВ" , "АВ/В" , "В/ВВ" . Понятно , что "ВВС" в данном случае будет означать не авиационное , а скорее топливное применение . При использовании шпона хвойных пород указанные сочетания сопровождаются буквой "Х" . Если стоИт вопрос о том , ФК или ФСФ находится перед нами , а штампа не видно , надо найти сколы шпона на торце , где видна смола . Фанера типа ФСФ клеится смолой красновато-коричневого цвета , ФК - желтоватого . Впрочем , если с фанерой все в порядке , штамп на ней обязан быть (ГОСТ требует) и вся прошедшая через мои руки фанера его имела , а его отсутствие скорее всего означает некондицию (впрочем , видел однажды ФСФ , выпущенную по ТУ - внешне выглядела очень достойно ) .

Теперь к более запутанной теме бакелизированной фанеры . Запутанной - потому что сам по себе этот термин мало что говорит о фанере , в современной литературе же встречаются сведения откровенно ложные . Стопроцентно он говорит только о том , что ее поверхность (наружный слой) , в отличие от фанеры общего назначения , покрыта смолой . Как мне сказали на Фанпласте ( завод при ЦНИИ Фанеры) , где ее и сейчас производят - это та же ФСФ , только внешние ее слои покрыты ФФ смолой ("бакелит" - торговый термин для обозначения ФФ смол ) . Но это , так сказать , суровая правда жизни . В теории (имею в виду ГОСТ на бакфанеру в редакции 98 года) ситуация выглядит немного радужнее . Он определяет шесть типов бакфанеры : ФБС,ФБС1,ФБВ,ФБВ1,ФБС-А,ФБС1-А . Буква "А" означает назначение фанеры для внутренних конструкций автомобилей. Буква "В" значит , что смола в фанере водорастворимая , буква "С" - спирторастворимая. ( Правда , буквы "В" и "С" скорее всего характеризуют смолу в ее жидком состоянии : я отмачивал и кипятил ФБВ 10 мм  в режиме 24+2 и не смог разломать ее ножом по клею . Только марки ФБС и ФБВ имеют пропитку внешних слоев шпона соответствующей букве смолой , у всех остальных смола просто наносится . И только ФБС и ФБС1 могут работать в атмосферных условиях без защитных покрытий. В этом свете к поискам бакфанеры "вообще" можно отнестись с долей скептицизма - уж пропитать внешние слои ФСФ эпоксидной смолой можно и дома феном . К сожалению , мне не удалось найти предыдущий ГОСТ на бакфанеру и у меня есть сильное подозрение (вызванное изучением имеющейся у меня ФБВ производства 89 года) , что раньше пропитке подвергались ВСЕ слои.

Мне известны по крайней мере три места , где производится бакфанера : уже упоминаемый завод Фанпласт в СПб , завод в Усть-Ижоре под Питером и Тюменский фанерный комбинат .

Из "интересных" свойств бакфанеры на первом месте то , что на ее необработанной поверхности не держатся никакие клеи и краски (надо ошкуривать) и в воде она может тонуть ...

Авиационная фанера (БС) . Я долгое время считал ее существование мистификацией ( ГОСТ на нее датирован 75-м годом ,что внушает пессимизм, а в продаже под этим названием бессовестно пытаются сбывать ФК ВВС ) , пока не позвонил на тот же завод при ЦНИИФе . Как выяснил , ее производят время от времени и под конкретные заказы , при этом цена составляет около $3000 за куб (если лень считать - лист "шестерки" со стороной 1500 тянет на "штуку"). На ее производство идет отборный березовый шпон как на внешние , так и внутренние слои и в качестве клея используется т.н. "бакелитовая пленка" - бумага , пропитанная ФФ смолой. В общем , больше трудоемкость , длительное прессование и цена соответствующая.

    Существует материал , называемый по ГОСТу "Плита фанерная" и маркировка его начинается с букв "ПФ" . В прайсах встречал наименование "Фанера однонаправленная" и полагаю , что это одно и то же. От "классической" фанеры его отличает то , что (за исключением ПФ-А) почти все слои шпона имеют одно направление . На внешнюю сторону должен быть наклеен строганый шпон (внутри - лущеный). При применении не стоит забывать о сильно неравнозначной прочности в перпендикулярных направлениях .

    Есть еще такой экзотический материал , который уже фанерой не зовется , хотя по сути ею является . В народе его называют "дельтой" , а по-научному древесно-слоистым пластиком (ДСП ?) . Представляет он ту же фанеру , каждый слой шпона который пропитан ФФ смолой под давлением и температурой , высушен и затем запрессован в лист . О свойствах этой "фанеры" можно догадаться по применению : шестерни , подшипники , втулки . Стоимость ее запредельна. Я хотел сделать из ДСП перо руля , но не потянул.

    Встречаются и куда более экзотические материалы , применение которых может найти понимание только при ценах много ниже их реальной стоимости . В литературе есть упоминания , когда между слоями шпона в фанере запрессовывали стеклоткань или стальную сетку .

    Напоследок несколько слов о материале экзотическом уже в прямом смысле этого слова . Это "морская" фанера и фанера из красного дерева в частности. Начать надо с того , что термин "красное дерево" несет не больше смысла , чем "красная рыба" и существует , видимо , только в русском языке . Такого дерева в природе не существует . В литературе (три издания Советской энциклопедии разных лет) на этот счет говорится , что к определению "К.Д." относится красная и коричневая древесина махоганиевого , саппанового , сандалового , амарантового деревьев , дерева кайя , цезальпинии , веллингтонии а также тиса , секвойи , ряда других тропических деревьев и (ужас) одного вида   ольхи. Поэтому , когда в разговоре звучит такое выражение , говорящий имеет в виду солидность , а не породу древесины. Был крайне приятно удивлен , когда однажды звонил в одну фирму , торгующую тропической древесиной и на вопрос "Почем красное дерево?"  получил встречный вопрос "А что вы имеете в виду ?" В англоязычной литературе термину КД соответствует Mahogany (махогани) . По разным источникам , этим термином обозначаются до десяти тысяч различных пород древесины с самыми разными свойствами . 

В торговле часто оперируют не с конкретными названиями пород такого рода древесины , а с торговыми марками . Скажем , под маркой "Филиппинский махогани" скрываются не просто несколько видов деревьев (если не ошибаюсь - 122) , а несколько их родов , схожих по внешнему виду . Которые на деле являются разновидностями тропического кедра. А сам термин является изобретением ассоциации производителей фанеры юго-восточной Азии. 

Свойства этого материала ("К.Д") могут быть любыми . Не верьте сказкам про "вечность" тика и "настоящего" махогани . К примеру , "красная" фанера Окуме (=Габун ) с сертификатом Ллойда имеет характеристику сопротивления гниению "плохо". Такую же характеристику имеют и многие другие "ценные" породы. Неоднократно получал известия о том  , как охотно гниет кайя (=африканский махогани) . 

С учетом применения фанеры для судостроения немаловажен вопрос и того , какой смолой данная фанера клеена . При водостойкой смоле фанера относится к категории "Exterior" (наружное применение) или "Marine" (морская) , в противном случае к "Interior" (внутреннее). Различия стандартов "Exterior" / "Marine" в основном сводятся к шлифованию и более высоким требованиям к внутренним слоям шпона для "Marine". Не сильно ошибусь , если скажу , что это похоже на аналогию ФСФ="Exterior" / авиационная="Marine" / ФК = "Interior" . Если фанера "красная" и к тому же "Interior" (т.е. для отделки внутренних помещений и мебели) , почти наверняка между наружными декоративными слоями находятся "дрова" (дешевая низкосортная древесина каких угодно пород). Что касается категории "Marine" , она не оговаривает породы используемой древесины (в Штатах ее в основном делают из хвойной древесины) и любителям "красненького" можно только рекомендовать фанеру , прошедшую сертификацию Ллойда по стандарту BS 1088 . Помимо всех требований категории "Marine" , он требует применения тропических твердолиственных пород древесины . Поскольку в тексте стандарта отдельно упоминается окуме/габун и оговорено отсутствие антисептической обработки и пропитки , можно догадаться , что сам по себе стандарт долговечности фанеры не гарантирует :-( . И раз уж были упомянуты антисептики , то Американская ассоциация производителей фанеры рекомендует  всю свою фанеру для судостроения поливать водными раствором соединений мышьяка (chromated copper arsenate).

В конце - несколько лингвистических приколов, обнаруженных при изысканиях . Привожу из первоисточников .

Oak.gif (5560 bytes)RWood.gif (5605 bytes)

 

    Данный материал представляет собой информацию , извлеченную из книг , стандартов (отечественных и западных) и личного общения со специалистами и , бесспорно , может содержать неточности . Буду благодарен за любые дополнения .  Сергей Баркалов   www.t22.nm.ru

 

 

 

бесплатный счетчик Рейтинг@Mail.ru

bigmir)net TOP 100