Типы герметиков и их применение.

Автор : Дон Кэйси (Don Casey)
Оригинал : Choosing ang using sealants находится на сайте Sailnet.com  
Перевод - Сергей Баркалов   www.t22.nm.ru

Когда мы ставим какое-нибудь оборудование на яхту , естественно желание , чтобы их соединение было водонепроницаемым. Многие столетия моряки для этих целей использовали сосновый деготь , но при всех его бесспорных водостойких качествах он обладает одним минусом – сильно пачкается . Поэтому в какой-то момент прошлого столетия для "яхтенных" целей деготь заменили на более цивилизованные составы на основе нефтепродуктов . Из этого ряда , пожалуй , самую большую популярность получил дельфинит (Dolfinite) . Он выглядел и по своим свойствам был похож на кокосовое масло . Кстати , его можно найти и сейчас и его употребление уместно там , где не нужна адгезия .

Так почему же происходят течи ? Основная причина – механические повреждения , что выражается в отрывании герметика от основы под нагрузкой по причине недостаточной жесткости или плохого контакта . Повторная установка в таких случаях помогает ненадолго и для поиска выхода в такой ситуации предлагаю ознакомиться с советами в конце статьи.

Огромный выбор герметиков , имеющихся сегодня в продаже , вызывает ностальгию по тем временам , когда единственным вариантом "морского" герметика был деготь . Но не стоит расстраиваться – выбор нужного герметика куда проще , чем это может показаться . Дело в том , что "морские" герметики делятся всего на три группы . И вам надо всего лишь понять , какая из них более всего подходит для конкретной задачи , а какая не годится вовсе и на этом весь выбор можно считать оконченым.

Полисульфидные. На них можно и должно ставить все что угодно. Полисульфидный герметик – это искусственная резина с отличными адгезивными свойствами . Они , пожалуй , самые универсальные из "морских" герметиков . При нагрузочных и температурных деформациях они позволяют двигаться смежным элементам , при этом не разрушаясь сами и сохраняя сцепление с обеими поверхностями . Они даже обладают адгезией к маслянистой поверхности тика и не разрушаются при попадании агрессивных жидкостей для ухода за тиком , являясь лучшим выбором для укладки тиковых планок . Они прекрасно подходят для заделки щелей в реечной обшивке , поскольку после полимеризации их можно ошкуривать и красить . Та мастика черного цвета , что выглядывает меж планок тиковой палубы – однозначно является полисульфидным герметиком .

Должны вас предостеречь – нельзя использовать полисульфиды для установки пластмассовых элементов типа лючков , иллюминаторов или палубного оборудования . Эти герметики содержат в себе растворитель , от которого акриловые , поликарбонатные , АБС и ПВХ – пластмассы приобретают хрупкость и трескаются . Это можно делать только в случае , если вы стопроцентно уверены , что данный элемент имеет основой эпоксидную смолу , нейлон или дельрин . Все находящиеся ниже ватерлинии фитинги также попадают в эту группу и если у вас есть какие-то сомнения , лучше выбрать другой тип герметика.

Полиуретановые . Учтите , что полиуретаны относятся скорее к клеям , нежели к герметикам. То , что поставлено на них , сложно будет в дальнейшем отделить без повреждений , поэтому не советуем ставить на них что-либо , что может потребовать в будущем разборки. Они обладают отличными свойствами для соединений типа корпус-киль и корпус-палуба и хорошими – для установки сквозных фитингов или привальных реек. Не следует , однако , ставить на полиуретановый герметик тиковые рейки, поскольку средства за ухода за тиком его разрушают. Как и в случае полисульфидных , на полиуретановые герметики не следует ставить акрилы , поликарбонаты , АБС и ПВХ..

Силиконовые . Когда для создания прокладки в качестве герметика вы выбираете силикон , значит , вы догадались о его назначении . Силикон будет лучшим вариантом для соединений , которые подлежат периодической разборке . Его высокие изоляционные свойства пригодятся при установке элементов из разнородных металлов , например , нержавеющих оковок на алюминиевой мачте . А главное – это единственный "морской" герметик , на который можно без всяких опасений ставить пластмассу. При всем при этом силикон нельзя использовать ниже ватерлинии. И поскольку водонепроницаемость соединения с силиконом в большой степени зависит от степени его сжатия крепежом , он не годится для установки дельных вещей на палубу сэндвичевой (трехслойной) конструкции.

Итак , при выборе герметика держите в голове такую памятку :

  • Полисульфидные герметики – годятся для всего , кроме пластмасс
  • Полиуретановые герметики – для приклеивания навсегда
  • Силиконовые герметики – прокладки , электрическая изоляция

Также при выборе герметика играет роль характер поверхности и его функция – просто герметик или же клей-герметик.

Гибридные герметики . При рабочих нагрузках соединения элементов на герметике испытывают нагрузки на разрыв и на сдвиг . Если герметик одновременно обладает свойствами клея (адгезией) и эластичностью , он будет вытягиваться подобно меху , соединяющему две половины гармошки. Полимеризованный силикон обладает необыкновенной эластичностью , однако его адгезия , мягко говоря , оставляет желать лучшего и при взаимном движении деталей герметичность соединения нарушается. Именно поэтому естественные процессы расширения и сжатия очень скоро приводят к течи палубных лючков.

Полисульфидные или полиуретановые герметики в данной ситуации гарантируют большую степень водостойкости , однако первые разъедают пластмассу , а вторые ставят крест на возможном демонтаже. Существует , однако , альтернатива в виде герметика , содержащего полиуретан и силикон . Фирма BoatLife выпускает под маркой LifeSeal такой герметик , который предназначен для установки лючков и прочих пластмассовых элементов и где механическое сжатие смежных поверхностей не может быть достигнуто.


Грязное дело или советы по применению герметиков.

Все вышеописанные герметики имеют смысл только при их правильном применении. Если вы затянули крепеж , так , что весь герметик выдавился наружу , то с таким же успехом вы могли бы не тратить его вовсе. Технология применения всех типов герметиков абсолютно одинакова и состоит в следующем :

Обе поверхности должны быть сухими и чистыми , что означает отсутствие следов старого герметика и протирку их ацетоном или МЭК. Если новый герметик наносится поверх старого – течь вам гарантирована.

Отверстия под крепеж следует зенковать . Зенкование отверстий обеспечит более широкий ободок герметика вокруг элемента крепежа. К тому же в паре с клиновидной формой головки "впотай" это кольцо герметика при сжатии работает как прокладка . Эффективность этого удваивается , если зенкование выполнить и с нижней стороны устанавливаемого элемента , если позволяет его толщина.

Герметик наносите обильно . Если он выдавливается не по всему периметру детали , снимите ее и нанесите повторно . Не надо экономить герметик – все сэкономленное почти наверняка успеет полимеризоваться в тубе до следующего использования.

Перед тем как наносить герметик , заклейте липкой лентой те участки на основании и детали , где не должно быть его следов . В случае силикона дайте выдавленному герметику полностью полимеризоваться , а затем излишек аккуратно срежьте лезвием. В случае его более хватких полимерных братьев пальцем разгладьте излишек и быстро оторвите клейкую ленту , чтобы край получился ровным . Не забудьте нанести герметик вокруг крепежа. Крепеж надо завернуть , но не обтягивать . Выдавливание герметика из зазора – самая распространенная ошибка в такой ситуации и она сводит на нет все предшествующие усилия.

Очень важно , чтобы между двумя поверхностями имелся герметик в роли прокладки , после чего соединение можно было бы сжать . Дайте герметику полностью встать – для большинства полисульфидов и полиуретанов этот срок составляет неделю и более , а затем можно и обтянуть весь крепеж. В этом случае гарантирована водонепроницаемость соединения даже в случае нарушения адгезии к поверхностям . Чтобы не нарушать соединения вокруг крепежа , заворачивать следует только гайки .Главная проблема составов на основе нефтепродуктов состоит в том , что они имеют свойство высыхать и в конце концов со временем теряют свои свойства . Поэтому сейчас их заменили полимеры – химические составы , у которых такой недостаток отсутствует . Современные герметики , будучи правильно нанесенными и механически не поврежденными , сохраняют свою водостойкость на весь срок службы яхты.

 

 

бесплатный счетчик Рейтинг@Mail.ru

bigmir)net TOP 100